Весь текстовый материал и большинство иллюстраций,на которых основано содержание этого документа,взяты из книги-путеводителя Ю.Н.Алескерова "Самарканд" 1970г.

TopList

Шаги истории

      Города, подобно людям, имеют свое неповторимое лицо, свое сердце, свой характер, свою жизнь.

      Таков и Самарканд - один из древнейших городов мира.

      Как и другим первым очагам человеческой цивилизации - Вавилону и Мемфису, Афинам и Риму, Александрии и Византии - Самарканду суждено было пережить бурные события и потрясения. Каменные орудия эпохи палеолита.Найдены при раскопках стоянки первобытного человека "Динамо" на территории города Самарканда.

      История Самарканда уходит в глубь тысячелетий. Археологические находки и летописные труды очевидцев и древних историков позволили установить с полной достоверностью, что человек жил на территории современного города за много тысячелетий до начала нашей эры. Всего несколько лет назад археологи обнаружили следы стоянки верхнего палеолита в самом центре Самарканда - в Ивановском парке, расположенном на крутом берегу глубокого сая, пересекающе гогород. Археолог Д.Н. Лев, открывший до этого стоянку первобытного человека в пещере Аман-Кутан к югу от Самарканда, исследовал и описал Ивановское поселение и большое количество найденных там орудий из кварца и кремня, а также костей животных и датировал их.

      В настоящее время стали известны и более поздние памятники первобытного общества, найденные недалеко от Самарканда. Ювелирные украшения - браслет и бусы - эпохи "бронзы".XII-XI вв. до н.э.Раскопки в местности Муминабад близ Самарканда.

      Исключительный интерес представляет богатое погребение эпохи бронзы. Его обнаружил в местности Муминабад рабочий совхоза Мирза Ташев. Копая в апреле 1964 года лунки для посадки виноградных черенков, он неожиданно наткнулся на человеческие кости и погребальную утварь, состоящую из глиняного сосуда и бронзовых украшений. Изучение захоронения дало возможность археологам придти к выводу, что в Муминабаде была похоронена женщина, жившая в ранний период так называемой андроновской культуры, относящейся к концу первого и началу второго тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют найденные здесь серьги в виде колокольчиков, браслеты, большие бронзовые кольца, бронзовое же зеркало, около тысячи уникальных бусин и другие предметы, характерные для эпохи бронзы.

      Чрезвычайно выгодное географическое местоположение, сравнительно прохладный климат, обилие естественных источников с прекрасной водой, которую самаркандцы недаром называют "оби рахмат" - "вода милости", близость гор с многочисленной дичью, протекающая рядом большая река Зарафшан, служившая издревле для сплава леса с гор,- все это обеспечивало всегда благоприятные условия для человеческих поселений в районе, где за несколько столетий до нашей эры поднялись крепостные стены, замки, величественные здания и храмы Самарканда. На его территории удалось проследить все этапы развития первобытно-общинного строя.

      В исторических трудах античного времени самое раннее письменное упоминание о Самарканде - известном тогда под названием Мараканда - относится к 329 году до н. э. в описаниях очевидцев и участников завоевательных походов Александра Македонского.

      Уже тогда Самарканд представлял собой большой по тем временам город с многолюдным населением, развитыми ремеслами, торговлей, культурой. Он имел неприступную цитадель и внешнюю оборонительную стену длиной в 70 стадий - около10 с половиною километров. Наскальные изображения неолитической эпохи.Нуратинские горы к северу от Самарканда.

      В свете новейших археологических исследований А.И. Тереножкина, Я. Г. Гулямова, В.А.Шишкина и ряда других ученых сделан вывод, что Самарканд как город возник гораздо раньше греко-македонского завоевания и уже в эпоху подъема государства ахеменидов (VI-IV век до н. э.) представлял собою вполне сложившийся город. Поэтому "возраст" Самарканда со дня его рождения на лёссовых холмах Афрасиаба исчисляется круглой хронологической датой в две тысячи пятьсот лет, хотя на самом деле он значительно старше.

      Бурная, порой драматическая и блистательная история была суждена Самарканду с первых дней его существования. Город видел на своих улицах и площадях полудиких саков и массагетов, железные "фаланги" греко-македонцев, орды жестоких каракитаев, перенес истребительное нашествие фанатичных арабских полководцев - последователей основателя исламской религии Мухаммеда. Огнем и мечом обрушились на его мирные дома кровавые орды Чингизхана. При жестоком завоевателе Тимуре Самарканд становится столицей мировой империи, простиравшейся от реки Инда до Босфора. А при великом ученом-астрономе Улугбеке город приобретает славу одного из выдающихся центров культуры и науки средневековья.

      "Эдем древнего Востока", "драгоценная жемчужина исламского мира", "Рим Востока", "Руизамин" - "Лик земли" - такими пышными названиями наделяли Самарканд поэты, историки, средневековые географы Ирана, Индии, Китая, Византии, Египта.

      Бесценной сокровищницей культуры народов Востока справедливо называли и называют Самарканд.

      До наших дней в Самарканде сохранились изумительные по красоте, уникальные по архитектурным формам памятники средневекового зодчества, возведенные руками трудового народа, подлинного творца истории. Ведь не ханы, не эмиры, не жестокие феодалы, не тупые мракобесы, а самые обыкновенные, простые люди, народные таланты-умельцы, вдохновенные мастера - каменщики, плотники, штукатуры, керамисты, резчики по алебастру, по камню, по дереву, художники-специалисты по стенной росписи - трудились здесь в далекие минувшие дни, отдавая свой талант, свои пот и кровь созданию бессмертных творений, вызывающих восхищение потомков.

      Архитектурные памятники Самарканда, площади, махалли-кварталы, улицы - это настоящие каменные страницы истории, перелистывая которые, мы имеем возможность углубиться в славное прошлое города. И хотя безжалостная рука времени коснулась большинства великолепных зданий, но и в наши дни творения зодчих средневековья вызывают справедливое восхищение. Мы не можем не восторгаться руинами некогда величественной мечети Биби Ханым, бирюзовым куполом мавзолея Гур-и-Эмир, неповторимыми по изяществу ансамблем Шах-и-Зинда, триадой медресе Улугбек, Шир-дор и Тилля-Кари на площади Регистан. Эти и многие другие шедевры занимают выдающееся место в истории мировой архитектуры и по своим художественным достоинствам стоят в одном ряду со знаменитыми памятниками зодчества Египта, Индии, Ирана, античной Греции и древнего Рима. Бронзовое чеканное блюдо с изображением рыбок.Работа афрсиабского мастера XI-XII вв. н.э.

      Не менее славен Самарканд своими прикладными искусствами: стенными росписями, резьбой по ганчу и дереву, чеканкой по металлу, ювелирными изделиями, художественными шелковыми и золотыми вышивками, ковроделием и шелкоткачеством. Самаркандские золотые и серебряные ожерелья, серьги, браслеты, медные тончайшего чеканного орнамента кумганы, глиняные расписные блюда, атласные сюзане-гобелены, шелковая самаркандская бумага, стрельчатый изумительных расцветок хан-атлас, художественно расшитые тюбетейки, юфтевая обувь широко были известны в странах Востока и Запада. Самаркандская художественная керамика, радующая глаз затейливым, но строгим рисунком, чистотой тонов и совершенством формы, славилась далеко за пределами Средней Азии. Изделия самаркандских мастеров художественных ремесел и поныне украшают залы многих музеев не только Узбекистана, но и Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Кумганы.Чеканка по металлу самаркандских ремесленников XVI-XVIII вв. н.э.

      Самаркандские шелковые ткани конкурировали с прославленным китайским шелком. Самаркандский золотошвейный бархат верблюжьими караванами доставлялся в Золотую Орду, Москву, Стокгольм, Вену. Мировую славу завоевали самаркандские стальные мечи и прочнейшие кольчуги, принятые еще в IV веке до нашей эры на вооружение в Поднебесной империи. Именно из Самарканда в течение столетий шла в западноевропейские страны высококачественная пергаментная бумага, а способы ее изготовления стали предметом отнюдь непраздного любопытства путешественников. Глиняное расписное блюдо с глазурью.Самарканд.XV в. н.э.

      До чингизхановского погрома Самарканд был знаменит своим, едва ли не единственным в Азии, водопроводом, по свинцовым трубам которого горожане снабжались холодной, кристально чистой водой, какой не знали жители даже самых крупных городов средневековой Европы.

      Историки и географы прошлого сообщают, что улицы и площади Самарканда были вымощены камнем за многие столетия до того, как мостовые вообще появились в Париже и Лондоне. И эти свидетельства подтверждены новейшими археологическими изысканиями на афрасиабском городище, где располагался шахристан Самарканда.

      Тончайшая, своебытная настенная жанровая живопись, обнаруженная во время последних раскопок в Самарканде, а также керамические изделия и глиняная скульптура свидетельствуют о том, что уже тогда город был богат незаурядными и даже выдающимися талантами. В своих творениях художники добивались поразительного совершенства рисунка, легкости и живости расцветок, изящества и продуманности орнаментальных узоров. Свои керамические изделия, стены домов, панели дворцов правителей, потолки храмов они расписывали удивительно тонко цветами, побегами, листьями, а нередко и стилизованными изображениями диких зверей, птиц, рыб, часто фантастическими.До того времени, когда в Самарканде вместе с арабскими завоевателями утвердилась мусульманская нетерпимость, категорически воспрещавшая изображения живых существ, самаркандские скульпторы создавали изумительные изваяния людей и животных. Керамические изделия.Афрасиаб.X-XIII вв. н.э.

      Путешественники тех далеких времен, посетившие Самарканд, рассказывают, что его площади и уличные перекрестки были украшены вырезанными из дерева "...удивительными изображениями коней, быков, верблюдов и диких коз. Они стоят друг против друга, будто озираются и готовы кинуться в бой или ввязаться в драку ".

      По свидетельству тех же очевидцев имелись в Самарканде также статуи из мрамора, бронзы, гипса. Остается лишь пожалеть, что уже много веков назад эти скульптуры были разрушены и уничтожены мусульманскими мракобесами. Однако, судя по последним открытиям великолепных скульптур в южном Узбекистане, археологи не теряют надежды, что такие же скульптурные произведения будут обнаружены и под лёссовыми холмами городища Афрасиаб.

      Уже в самых старинных исторических документах и летописях Самарканд прославляется как средоточие научной мысли и высокой культуры.

      История города связана с именами выдающихся ученых и поэтов Востока - Рудаки, Алишера Навои, Джами, и, особенно, вошедшего наравне с Птоломеем, Галилеем, Джордано Бруно, Коперником в историю астрономии мученика науки выдающегося ученого Улугбека. Именно в знаменитой обсерватории, возведенной на холме на берегу канала Сиаб на окраине Самарканда, была собрана плеяда крупнейших представителей прогрессивной научной мысли; в их числе ученые с мировыми именами Гияс-ад-дин Джемшид Каши, Муин-ад-дин Казы-заде Руми, Али Кушчи. Именами их по праву гордятся народы Востока.

      На протяжении веков древний город постоянно вовлекался в водоворот бурных, порой трагических событий. Периоды блестящего расцвета науки, культуры, искусства, ремесел, торговли сменялись под ударами полудиких, алчных захватчиков полным упадком. Бывали десятилетия, когда Самарканд лишался почти всего населения, и шакалы выли по ночам на некогда многолюдной площади Регистан.Но могучие жизненные силы вновь пробивались на поверхность, и город Фениксом вставал из пепла.

Hosted by uCoz