Регистан      Сердце старого Самарканда - площадь Регистан, что в переводе означает "Песчаное место".       Регистан - форум и торгово-ремесленный центр древнего города. Воздвигнутый здесь ансамбль монументальных зданий - уникальный образец градостроительной культуры минувших веков.       Площадь Регистан с трех сторон замыкают величественные здания медресе Улугбек (1417 - 1420), Шир-Дор (1619-1636), Тилля-Кари (1647 - 1660).       Высшее духовное учебное заведение, университет средневековья медресе Улугбек первоначально имело пятьдесят худжр-келий, в которых проживали обучавшиеся в медресе свыше ста студентов. Среди них, по преданию, жил и учился з наменитый таджикский поэт Джами, Существуют указания, что в медресе читал курс по математике сам Улугбек.       Здание медресе имело в первоначальном виде два этажа, четыре высоких купола над угловыми аудиториями и четыре высоких минарета по углам. Гигантский портал, занимающий две трети главного фасада, обращен к площади высокой и глубокой стрельчатой аркой.       Медресе Улугбек сильно пострадало от времени, землетрясений и, особенно, в годы междоусобиц в начале XVIII века. Наружные купола, два минарета и большинство жилых помещений подверглись разрушению. Лишь при Советской власт и предприняты были меры, чтобы остановить дальнейшие разрушения уникального архитектурного памятника.       Именно в этом медресе Советское государство производило, несмотря на разруху и гражданскую войну, восстановительные строительные работы по прямому указанию В. И. Ленина по выпрямлению и укреплению угрожающе наклонившегося северного минарета, который вот-вот мог рухнуть.       В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания - медресе Шир-Дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки. Однако по своим художественным архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу бессмертному памятнику зодчества медресе Улугбек. Наиболее значительное из медресе XVII века носит название Шир-Дор - то есть "Здание со львами". Оно строилось почти 17 лет по проекту самаркандского зодчего Абдуллы Джаббара по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша. Спустя десять лет при том же правителе было построено медресе Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера. Название медресе Тилля-Кари означает в переводе "отделанное золотом". Медресе Тилля-Кари, помимо сво ей основной задачи обучения студентов, выполняло роль соборной мечети.       Так в XVIII веке Регистан приобрел свой величественный вид, в каком он в основном предстает перед нашими глазами и ныне.       Ансамбль площади Регистан представляет собой для путешественника и всех зрителей незабываемое, потрясающее зрелище. Тем, кто оказывается на площади, кажется, что они на уэллсовской машине времени совершили мгновенное путе шествие назад, в глубь веков. Происходит поистине чудесное превращение и... древний город вдруг оживает перед глазами, а в душе возникает драгоценное живое ощущение, что в истории человечества ничто не исчезает бесследно. И здесь, на Регистане, рядом с н овым социалистическим, прекрасным Самаркандом приходят на ум сравнения прошлого и настоящего о величии и бессмертии человеческого разума, чувства, таланта.       Мы уже говорили, что Советское государство с первых дней Великого Октября взяло на себя заботу об охране памятников старинной архитектуры древнего Самарканда. Их сохранение и реставрация были поставлены на научную основу. К этому важному делу были привлечены видные ученые, инженеры, конструкторы, строители, мастера-умельцы. В числе их можно назвать В. Т. Шухова, М. Ф. Мауэра, В. Л. Вяткина, В. А. Шишкина, Б. Г. Засыпкина, М. Б. Бочинского, М. Е. Массона, а также известны х мастеров, художников, архитекторов-реставраторов Абдикадыра Бакиева, Ширина Мурадова, Абдуллу Балтаева, Кули Джалилова, Шамухитдина Гафурова. Большое значение имело то, что удалось восстановить забытые и утраченные рецепты изготовления красочных изразц ов. Это обеспечило успех научной и художественной реставрации архитектурных памятников не только Самарканда, но и Бухары, Хивы, Ташкента.       Огромную ценную помощь по изучению, учету,фиксации и охране исторических памятников Самарканда и других древних городов Узбекистана оказывали и оказывают центральные научные учреждения Москвы и Ленинграда, командирующие в Самарканд своих крупных специалистов для руководства реставрационными мероприятиями. Выполненные еще в 1922 году строительные работы по выпрямлению северо-восточного минарета медресе Улугбек не имели прецедента в мировой реставрационной практике. Столь же замечательным достижением ремонтно-реставрационных работ явилось выпрямление в самые последние годы юго-восточного минарета медресе Улугбек, произведенное под руководством кандидата технических наук Ю. М. Генделя. Накренившийся сильно в сторону минаре т с примыкающими к нему пилонами весом около тысячи тонн за одни сутки с помощью мощных гидравлических домкратов был приподнят над фундаментом, выпрямлен и поставлен на место. В этой сложной инженерно-технической работе, наряду со строителями, активное у частие принимали мастера-реставраторы Хасан Муминов, Абдукаюм Гафуров, Таир Джалалов.       В связи с 2500-летием Самарканда Советское правительство ассигновало на реставрацию ансамблей Регистан, Гур-и-Эмир, Шах-и-Зинда и других памятников зодчества Самарканда большие средства. Приняты широкие меры, чтобы привес ти в надлежащий вид творения древнего зодчества.       Большие реставрационные работы уже выполнили строители в медресе Шир-Дор: облицован большой тимпан, полностью завершены облицовочные работы на главном, южном и северном фасадах, минаретах и двух куполах этого медресе, в осстановлена облицовка портала с изображением тигров. Начаты работы по консервации замечательного памятника времен Тимура - соборной мечети Биби Ханым. Кроме того, проведено геологическое изучение территории памятника. Здесь археолог С. Ж. Ташходжаев вед ет раскопки под руководством доктора искусствоведческих наук Г. А. Пугаченковой.       Так, благодаря ленинской заботе, памятники восточного зодчества - великий труд народный, воплощение его гения - предохраняются от разрушения. Трудящиеся Самарканда и сегодня с любовью берегут их. Засверкал лазурью
купол Гур-и-Эмира, первоначальный вид приобретают медресе Улугбек, Шир-Дор, ансамбль мавзолеев Шах-и-Зинда.
      Среди выдающихся многочисленных архитектурных памятников древнего города особенный интерес представляет мавзолей Ак-Сарай. Время его сооружения точно не установлено, однако, по мнению археологов, внутреннее убранство, тех ника, стиль сближают Ак-Сарай с памятником второй половины XV века - Ишират-Хана. Отсутствие исторических данных делает постройку несколько загадочной. Предполагают, что мавзолей мог служить фамильной усыпальницей для потомков Тимуридов по мужской линии.       К северу от усыпальницы Гур-и-Эмир расположен мавзолей, построенный над могилой мистика XIV века Бурхан-эддина Сагараджи. Точное время постройки этого здания, известного под названием Рухабад - "Обитель духа", также не ус тановлено. По стилю рельефного изразцового орнамента, обрамляющего заложенную кирпичной кладкой северную дверь, некоторые исследователи датируют этот мазар второй половиной XIV века.       В юго-восточной части города, на старом кладбище, находится мавзолей Ходжа Абди Дарун - над могилой самаркандского казия IX века из арабского рода Абди. Название Абди Дарун, обозначающее "Абди внутренний", было дано жите лями города этому мавзолею в отличие его от другого местного мазара Ходжа Абди Бируна - "Внешнего", то есть лежащего за городской стеной. Мавзолей Абди Бирун был построен феодалом Надиром Диванбеги в первой половине XVII века. Им же были возведены еще дв а здания: загородная мечеть Намазга (для проведения молений в праздники Курбан и Фитр) и медресе Ходжа-Ахрар, построенное недалеко от могилы этого крупного представителя средневекового фанатизма, чья реакционная деятельность роковым образом сказалась на развитии культурной жизни Средней Азии во второй половине XV века.       Памятником материальной культуры начала XVI века являются остатки моста-вододелителя через Зарафшан, расположенного несколько ниже современного железнодорожного моста. Мост-вододелитель был построен при хане Шейбани в сам ом начале XVI века. В настоящее время от моста сохранилась лишь одна кирпичная арка. У южного склона Афрасиаба в середине XIX века построена небольшая мечеть Хазрет-Хызра. Мечеть была радикально реставрирована в 1915 году потомственным самаркандским маст ером Абду-Кадыр Бакиевым. | |